Реабилитация после грыжи позвоночника

Реабилитация после грыжи.

Автор: , 28.10.2013, 00:58

Лечебная гимнастика снижает нагрузку на суставы и помогает при отложении солей Многие люди, у которых появляются первые симптомы заболеваний суставов - хруст и щелчки, считают, что у них «просто» отложение солей –  пустяк, который наблюдается почти у всех и потому не требует...
позвоночник хруст

Смуглая складка: реабилитация.

В наше время операции удаления грыжи позвоночника довольно частое явление. В любом нейрохирургическом отделении такие операции проводятся каждый день. Следующим этапом для этих больных является реабилитация - комплексное восстановительное лечение, направленное на компенсацию нарушенных функций в организме. Важность проблемы заключается в том, что пациент не всегда получает полную и достоверную информацию о методах и сроках такой реабилитации.

Целью восстановительных мероприятий после операции удаления грыжи поясничного отдела позвоночника являются уменьшение болевого синдрома, укрепление мышц в поясничной области, профилактика образования рубцово-спаечного процесса в зоне операции, профилактика рецидивов грыж. Комплекс реабилитации у каждого конкретного пациента должен быть индивидуальным, учитывать особенности течения заболевания, послеоперационного периода, возраст, наличие сопутствующих заболеваний. Мы же рассмотрим основные положения.

Медикаментозное лечение. При наличии болевого синдрома назначаются нестероидные противовоспалительные препараты. В последние годы предпочтение отдают препаратам этой группы селективного действия, таким как, мовалис, аэртал, нимесил. Для улучшения кровообращения применяют сосудистые средства (трентал, пикамилон, никотиновая кислота). Часто в комплекс медицинских мероприятий включают хондропротекторы (алфлутоп, терафлекс, структум, пиаскледин) и витамины группы B (мильгамма, комбилипен). При онемении и слабости в нижних конечностях используют антихолинэстеразные препараты (прозерин, нейромидин). Мышечное напряжение купируют миорелаксантами (мидокалм, баклосан, сирдалуд).

Режим. После операции удаления грыжи не рекомендовано сидеть в течение месяца, исключение составляют лишь приседания, например, в туалете. Начинать ходить надо, наоборот, как можно раньше, с первого-второго дня после операции. Главное, не переусердствовать, в течение суток необходимо сделать несколько перерывов по 20-30 минут, чтобы отдохнуть в положении лежа. В первые 2-3 месяца показано ношение полужесткого корсета для профилактики рецидивов грыжи диска и формирования правильной осанки. В течение этого же периода нельзя поднимать и переносить тяжести свыше 3-5 килограммов, ездить в транспорте и на велосипеде.

Физиотерапия. Через две недели после операции назначают физиопроцедуры. Применяют лазеротерапию, электрофорез лидазы, смт или ддт (при наличии стойкого болевого синдрома), позже фонофорез гидрокортизона. Выбор в пользу того или иного метода физиолечения зависит от клинической картины, других факторов, о которых я уже сказал выше. Если послеоперационный шов еще недостаточно хорошо зажил, я в первую очередь назначаю лазер, в других случаях можно сразу начинать с электрофореза лидазы для профилактики образования спаек и рубцов. В любом случае реабилитация после удаления грыжи длительный процесс, поэтому рекомендую курс не менее 2-3 процедур подряд. Что касается популярного в наши дни метода электрофореза карипазима, то здесь я бы отметил, что это не панацея. Можно попробовать (но в комплексе восстановительных мероприятий), особенно, если у Вас есть деньги (карипазим достаточно дорогой препарат).

Массаж. Легкий массаж конечности на стороне поражения можно начинать выполнять уже в первую неделю после операции. Это необходимо при наличии онемения, слабости в ноге, снижении рефлексов, то есть при клинике типичного корешкового синдрома. Массаж пояснично-крестцового отдела позвоночника назначают через 1-1,5 месяца после проведенного оперативного лечения, когда процессы заживления в зоне операции пройдут определенные этапы. В данном случае спешка ни к чему, первая заповедь врача - не навреди.

Лечебная физкультура. Назначается после операции удаления грыжи поясничного отдела позвоночника как можно раньше. Правда, в первые десять дней больному показаны только дозированная ходьба с обязательными перерывами на отдых не менее получаса, сокращение в течение нескольких секунд мышц конечностей и туловища в положении лежа, дыхательная гимнастика. В последующем, в течение первого месяца можно выполнять более активные упражнения лежа на спине и животе. Спустя месяц пациенту разрешается посещать зал лечебной физкультуры. Заниматься лечебной физкультурой таким больным я рекомендую под наблюдением инструктора, так как при неправильном подходе можно ухудшить реабилитационный прогноз. В соответствии со сказанным, воздержусь от публикации каких либо комплексов, ведь для каждого конкретного пациента должна подбираться индивидуальная программа. Через 6-8 недель после операции можно заняться плаванием в бассейне.

Иглорефлексотерапия. Может назначаться на любом этапе реабилитации. Я все же рекомендую иголочки спустя месяц после проведенного оперативного лечения, когда пройдут основные этапы заживления. Следует учитывать, что нежелательно одновременно сочетать иглорефлексотерапию с электролечением (электрофорез, смт, ддт).

В литературе также встречаются сведения о применении после операций удаления грыж поясничного отдела тракции (вытяжения) позвоночника. Однако в нашем Центре восстановительного лечения такие методики не применяются.

В заключении хочется сказать следующее. Реабилитация после операции удаления грыжи диска в поясничном отделе позвоночника длительный процесс, включает целый комплекс восстановительных мероприятий, требует от врачей хороших знаний и индивидуального подхода к каждому больному, а от пациента - сил и терпения.

P.S. По многочисленным просьбам я все-таки опубликовал примерный комплекс упражнений для больных с грыжами поясничного отдела позвоночника, который может быть использован и после операции удаления грыжи диска, но только при соблюдении рекомендаций, описанных выше. С комплексом упражнений можно познакомиться здесь.

Также на эту тему Вы можете почитать:

с вашего сайта.